Главная Юридическая практика в Китае Регистрация компании со 100% иностранным капиталом

Регистрация компании со 100% иностранным капиталом

О создании в КНР компании со 100% иностранным капиталом

Китайское законодательство предусматривает возможность создания компании с ограниченной ответственностью со 100% иностранным капиталом (Wholly Foreign-Owned Enterprise - WFOE).

Вопросы учреждения и функционирования предприятий со 100% иностранным капиталом (ПИК) регламентируются Законом КНР
«О компаниях» в редакции 2014 г. (Company Law of the People's Republic of China), Правилами об управлении регистрацией компаний в редакции 2005 г., Законом КНР «О предприятиях иностранного капитала» в редакции 2000 г. (Wholly Foreign-Owned Enterprise Law of the People's Republic of China) и Правилами его применения в редакции 2014 г. (Detailed Implementing Rules for the «Wholly Foreign-Owned Enterprise Law of the People's Republic China»), Уведомлением Главного торгово-промышленного управления КНР № 85-2013 «О новых правилах регистрации компаний в Пекине» (применяются с 11 ноября 2013 г.), «Каталогом-руководством отраслей для инвестирования иностранного капитала» (в редакции от 2015 г.), другими подзаконными актами.

Организационно-правовой формой предприятий со 100% иностранным капиталом в подавляющем большинстве случаев являются компании с ограниченной ответственностью. Максимальный срок деятельности - 30 лет.

А) внешнеторговая компания со 100% иностранным капиталом

Как правило, учреждается в форме компании с ограниченной ответственностью. Учредителями такого предприятия могут являться только иностранные юридические или физические лица. Статус компании с ограниченной ответственностью заключается в ограничении ее ответственности суммой учредительного капитала. Сфера деятельности должна быть точно указана в учредительных и регистрационных документах компании.

 

Процедуры создания:

  • утверждение наименования ПИК;

  • получение Сертификата об утверждении создания ПИК (approval certificate) в территориальных органах Минкоммерции КНР;

  • регистрационные процедуры в органах Главного торгово-промышленного управления КНР и получение Свидетельства на право хозяйственной деятельности (которое также включает свидетельство о налоговой регистрации и свидетельство о присвоении кода организаций).

1. Процедура предварительного утверждения наименования проводится до создания компании. Перед созданием компании необходимо обратиться в орган торгово-промышленной администрации с заявлением о предварительном резервировании выбранного наименования. После резервирования наименования ПИК учредители должны обратиться в территориальный орган Министерства коммерции КНР для утверждения создания предприятия; заявление о регистрации создания предприятия подается только после получения Сертификата об утверждении создания ПИК (approval certificate).

В Пекине действует упрощенный порядок регистрации наименования компаний на основании Уведомления Главного торгово-промышленного управления КНР № 85-2013 «О новых правилах регистрации компаний в Пекине» (применяются с 11 ноября 2013 г.).

Во-первых, в соответствии с Уведомлением № 85-2013 полномочия по предварительному утверждению наименований предприятий переданы от Управления торгово-промышленной администрации Пекина районным отделениям (отделениям Управления торгово-промышленной администрации Пекина в районах Дунчэн, Сичэн, Чаоян, Фэнтай, Шицзиншань, Хайдянь, Мэньтоугоу, Чанпин, Шуньи, Тунчжоу, Дасин, Фаншань, Пингу, Хуайжоу, уездах Яньцин и Миюнь).

Во-вторых, разрешено межтерриториальное утверждение наименований предприятий: предприниматель вправе обратиться за утверждением наименования в любое районное отделение Управления торгово-промышленной администрации Пекина (за исключением наименований, подлежащих утверждению в Главном торгово-промышленном управлении КНР).

В-третьих, сокращен перечень документов, необходимых при утверждении наименования. Регистрация наименования осуществляется при наличии заявления о предварительном резервировании наименования, подписанного уполномоченным представителем, и доверенности уполномоченного представителя, подписанного одним из участников (учредителей) предприятия.

Регистрирующие органы должны оценивать риски на этапе предварительного утверждения наименования и не вправе повторно требовать от учредителей подтверждений правового статуса и места нахождения создаваемого предприятия.

2. Получение Сертификата об утверждении создания ПИК. Заявки на создание ПИК подлежат рассмотрению народными правительствами на уровне провинции, автономного района, муниципалитетов городов центрального подчинения по месту нахождения предполагаемого ПИК в течение 15 дней с последующим утверждением территориальными органами Министерством коммерции КНР (органы проверки и утверждения). При утверждении создания ПИК органы Минкоммерции КНР выдают Сертификат об утверждении создания ПИК (approval certificate).

При необходимости получения ПИК экспортных лицензий на товары, экспортных квот, импортных лицензий, или если импорт товаров ограничен государством, требуется предварительное согласие от соответствующего подразделения Минкоммерции КНР.

До подачи заявки на создание ПИК иностранный инвестор должен представить доклад (report) по типу ТЭО по следующим вопросам в местные народные правительства от уездного уровня и выше по месту создания ПИК.

Указанный доклад должен отражать следующее:

• сферу деятельности предприятия (виды предполагаемой деятельности);

• продукцию;

• возможные технологии и оборудование, которые будут использоваться;

• расчет экспортных продаж;

• требования к необходимому земельному участку (при необходимости);

• требования к необходимой коммунальной инфраструктуре.

В течение 30 дней со дня получения представленного иностранным инвестором доклада в местные народные правительства должен быть подготовлен ответ в письменной форме.

Подача заявки (самостоятельно инвестором или через уполномоченного агента) органам проверки и утверждения сопровождается представлением следующих документов:

(1) письменного заявления об учреждении ПИК;

(2) ТЭО;

(3) устава ПИК;

(4) документа, содержащего имя юридического представителя  (или кандидатов в члены Совета директоров);

(5) сертификата, подтверждающего статус иностранного инвестора как юридического лица, и документов о его кредитоспособности;

(6) письменного ответа местного народного правительства на уровне уездного уровня или выше по месту создания ПИК;

(7) списка расходных материалов, которые должны быть импортированы;

(8) других документов.

Документы, перечисленные в пунктах (1) и (3), должно быть представлены на китайском языке; перечисленные в пунктах (2), (4) и (5) могут быть поданы на иностранном языке при условии их перевода на китайский.

Письменная заявка о создания ПИК должна содержать следующие положения:

(1) имя, место жительства и место регистрации иностранного инвестора и имя, гражданство и должность юридического представителя;

(2) наименование и местонахождение создаваемого ПИК;

(3) сферы деятельности, ассортимент продукции и масштабы производства;

(4) общий объем инвестиций, уставный капитал, источники финансирования, формы и сроки вложения капитала в создаваемое ПИК;

(5) организационная форм и структура создаваемого ПИК;

(6) первичное производственное оборудование и степень его износа, а также технологии производства и процесса, уровень и источники технологий и процессов;

(7) направления, области, каналы и методы продажи товаров;

(8) организация прибыли и расходования валютных средств;

(9) структура и штатное расписание соответствующих организаций и решение таких вопросов, как трудоустройство, обучение, заработная плата, льготы, страхование персонала и охрана труда сотрудников;

(10) возможный уровень загрязнения окружающей среды и предполагаемые меры для решения проблемы;

(11) выбор помещения и размер земельного участка, который будет использоваться;

(12) средства, энергия и сырье, необходимые для строительства объектов инфраструктуры, производства и эксплуатации, методы их приобретения;

(13) план-график реализации проекта;

(14) срок деятельности создаваемого ПИК.

Устав ПИК должен содержать следующие положения:

(1) наименование и адрес ПИК;

(2) цели и сферы деятельности;

(3) общий объем инвестиций, уставный капитал, сумма вкладов, вид вкладов и срок вкладов;

(4) организационная форма;

(5) внутренние организации, их функции и полномочия, их правила процедуры, а также обязанности и полномочия персонала, таких как юридический представитель, генеральный директор, главный инженер и главный бухгалтер;

(6) принципы и система финансов, бухгалтерского учета и аудита;

(7) организация труда;

(8) срок действия, прекращение и ликвидация;

(9) процедура пересмотра Устава.

Устав ПИК вступает в силу с момента его утверждения территориальными органами Минкоммерции КНР.

Вышеперечисленные документы (за исключением выданных в Китае и оформленных на китайском языке), должны быть переведены на китайский язык и легализованы в консульском учреждении Китая в России по месту нахождения российского учредителя.

В течение 90 дней с момента получения всех документов для создания ПИК орган проверки и утверждения должен принять решение о согласии или отказе. При необходимости могут быть запрошены дополнительные данные и материалы.

3. Регистрационные процедуры в органах Главного торгово-промышленного управления КНР и получение Лицензии на право хозяйственной деятельности. После утверждения заявки на создание ПИК иностранный инвестор должен в течение 30 дней с даты получения Сертификата об утверждении (approval certificate) обратиться за регистрацией и получением Лицензии на право хозяйственной деятельности (business license) в органах Главного торгово-промышленного управления КНР (регистрационные органы). Дата выдачи Лицензии на право хозяйственной деятельности является датой создания ПИК.

Лицензия на право хозяйственной деятельности ПИК объединяет в себе данные о регистрации предприятия-юридического лица, статистической и налоговой регистраций.

Если после получения Сертификата об утверждении инвестор в течение 30 дней не оформляет Лицензию на право хозяйственной деятельности,  Сертификат об утверждении автоматически признается недействительным.

Пост-регистрационные процедуры (занимают около 2-3 месяцев):

1. изготовление печатей;

2. открытие банковских счетов и регистрация в органах валютного контроля;

3. регистрация в качестве участника ВЭД;

4. регистрация в таможне;

5. регистрация в органах, проводящих товарную экспертизу.

Условия для создания ПИК:

Законом КНР «О компаниях» и Положениями о его применении определены условия для создания ПИК.

1) соответствие требованиям Закона КНР «О компаниях» о количестве участников (в частности, численность участников компании с ограниченной ответственностью может составлять от 1 до 50);

2) принятие всем составом участников устава компании;

3) наличие у компании наименования и организационной структуры в соответствии с требованиями Закона КНР «О компаниях» и других нормативных правовых актов;

4) наличие у компании места нахождения (юридического адреса);

5) требования о размере оплаченного капитала и наличии минимального уставного капитала. С 2013 г. в основном регистрационном документе компании (Лицензии на право хозяйственной деятельности предприятия-юридического лица) размер оплаченного капитала компании не указывается. Требование о минимальном размере вкладов и сроках оплаты вкладов отсутствует (ранее он составлял 30 тыс. юаней, что примерно равно 4761,9 долл. США). Вместо минимального уставного капитала все участники компании обязаны определить общий объем капиталовложений (вкладов в компанию), который закрепляется ими в уставе компании и регистрируется в органе торгово-промышленной администрации.

При этом закон содержит оговорку: если другими законами, административными правовыми актами или решениями Государственного совета КНР предусмотрены другие положения о минимальном размере уставного капитала или оплаченного капитала компаний, данные положения имеют приоритет над положениями Закона КНР «О компаниях». Это правило означает, что регистрация компаний с нулевым уставным капиталом пока невозможна для предприятий с иностранным капиталом и предприятий с видом деятельности, подлежащим лицензированию, где установлен повышенный размер уставного капитала (например, транспортно-экспедиторские компании, туристические компании, телекоммуникационные компании и др.). На практике, например, в Пекине для торговой ПИК госорганы все равно требуют наличие минимального уставного капитала, начиная, примерно от 300 тыс. юаней (консалтинговой ПИК – от 100 тыс. юаней).

Отсутствует требование об обязательной оплате части уставного капитала денежными средствами. (Ранее не менее 30% уставного капитала компании с ограниченной ответственностью могло быть оплачено только денежными средствами). При этом инвестор может внести средства в уставный капитал любыми траншами и в любые сроки, оговоренные в уставе, в течение срока деятельности компании.

Вклады в уставный капитал могут вноситься любым имуществом, имеющим стоимость: денежными средствами и другими материальными ценностями (например, оборудованием), правами интеллектуальной собственности, правами пользования землей;

6) предмет деятельности компании. Необходимо заранее проверить по «Каталогу-руководству отраслей для инвестирования иностранного капитала» (в редакции от 2015 г.), не подпадает ли предполагаемая деятельность под категорию «ограниченной» или «запрещенной».

На практике вопросы, связанные с правовым оформлением учреждения ПИК торгового типа в Китае, получением необходимых лицензий (например, на импорт продуктов питания, алкоголя и др.), прохождением регистрационных процедур, целесообразно решать с привлечением практикующих местных юридических фирм.

Участие в тендерах компании со 100% иностранным капиталом возможно на условиях объявленных торгов.

Органы управления ПИК. Органом высшей компетенции компании с ограниченной ответственностью со 100% капиталом является собрание участников (или участник, если он один). Собрание участников принимает решения по всем существенным вопросам деятельности компании, включая распределение прибыли, слияния и поглощения, утверждение кандидатур членов совета директоров и ревизионной комиссии и др. Перечень вопросов, входящий в компетенцию собрания участников, установлен Законом КНР
«О компаниях».

Собранию участников подотчетен совет директоров или исполнительный директор. Совет директоров состоит не менее чем из 3-х членов, избираемых на срок не более 3-х лет.

Как сказано в статье 51 Закона КНР «О компаниях», если количество участников компании с ограниченной ответственностью «относительно мало» или если инвестиции «относительно невелики», то вместо совета директоров может быть введена должность исполнительного директора.

Это достаточно удобно для небольших компаний, т.к. исполнительный директор (в функции совета директоров) и генеральный директор (главный менеджер) компании может быть одним лицом, что позволяет сохранять полный контроль над компанией при минимизации издержек. Решение, какое количество участников и объем инвестиций считать небольшим, принимают органы Министерства коммерции КНР, утверждающие компанию, и органы торгово-промышленного управления, ее регистрирующие.

Руководство текущей хозяйственной деятельностью компании осуществляет генеральный директор; при необходимости могут быть учреждены должности нескольких заместителей генерального директора.

Еще одним обязательным атрибутом компании с ограниченной ответственностью является ревизионная комиссия или ревизор (также в случае «относительно небольших» инвестиций и количества участников). Их задачей является контроль за действиями менеджмента компании для обеспечения соблюдения требований законодательства КНР и прав собственников. На практике должность ревизора (члена ревизионной комиссии) является достаточно формальной, т.к. в предприятии со 100% иностранным капиталом, как правило, не возникает конфликта участников или противоречий между инвесторами и управляющим персоналом.

Преимущества такой структуры

  • Независимость и самостоятельность в разработке глобальной стратегии развития головной компании, нет необходимости принимать во внимание факторы, связанные с китайским инвестором.

  • Способность самостоятельно вести хозяйственную экспортно-импортную деятельность, нет ограничений, свойственных для представительства иностранной компании.

  • При получении прибыли в юанях КНР - возможность выставления клиенту чека в китайской национальной валюте.

  • Возможность перевода полученной в юанях прибыли в иностранную валюту на счет головной компании за рубежом.

  • Возможность подачи заявок на возврат НДС.

  • Возможность участия в объявленных в Китае тендерах.

  • Возможность найма китайских сотрудников без обращения к посредническим организациям.

  • Регистрация и охрана прав интеллектуальной собственности и запатентованных технологий.

Общая схема налогообложения ПИК в Китае выглядит следующим образом.

1) Налог на прибыль. Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль. Согласно закону КНР «О налоге на прибыль предприятий», общая ставка налога на прибыль установлена на уровне 25%.

Для так называемых «низкоприбыльных малых предприятий» ставка налога установлена на уровне 20%, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством, – на уровне 15%. Признаки льготных категорий предприятий и требования, которым они должны удовлетворять, установлены соответствующими положениями налогового законодательства КНР.

2) Отчисления налоговых агентов (налог на доходы физических лиц). Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц (от 5% до 45%), при этом доход не более 2000 юаней в месяц для резидентов и 4800 юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет 35% - 40% от официально начисляемой заработной платы.

3) Налог на добавленную стоимость. Предприятия, продающие в КНР товары как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Общая ставка налога составляет 17%; для плательщиков, занимающихся продажей некоторых льготных категорий товаров (зерно и пищевые растительные масла; водопроводная и отопительная вода, угольный, сжиженный нефтяной и природный газ, метан, каменный и древесный уголь для домашнего использования; книги, газеты и журналы; корма, химические удобрения, сельскохозяйственные химикаты и машины, пленки для теплиц) – 13%; для плательщиков с малым оборотом – 3%. При экспорте продукции НДС возмещается кроме случаев, когда постановлениями правительства КНР установлено иное.

4) Налог на хозяйственную деятельность уплачивается при реализации услуг и большинства работ на территории КНР, а также при реализации на территории КНР недвижимости (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) и передаче нематериальных активов. Ставка налога составляет 3% - 5%  для большинства видов оказываемых услуг, базой для расчета налога является суммы выручки от продажи услуг.

Репатриация прибыли ПИК за рубеж может быть осуществлена после налоговой очистки, необходимых отчислений в установленные фонды (резервный, развития предприятия и фонд поощрения и благосостояния работников) и с разрешения Главного управления валютного контроля КНР.

Ежегодная аудиторская проверка компании проводится в марте каждого года. Стоимость аудита - 8000 юаней.

Б) учреждение консалтинговой компании

Требует наименьших вложений, такая компания со 100% иностранным капиталом может быть утверждена с объемом уставного капитала, близким к минимальному (примерно 100 тыс. юаней). Инвестор может внести уставный капитал любыми траншами и в любые сроки, определенные в уставе компании и утвержденные госорганами. Максимальный срок деятельности компании - 30 лет.

Требования по созданию консалтинговой компании аналогичны предъявляемым к внешнеторговым компаниям (включая регистрационные и пост-регистрационные процедуры).

Исходя из предмета консалтинговой деятельности различают:

♦ инвестиционный консалтинг;

♦ международный экономический консалтинг;

♦ торгово-информационный консалтинг;

♦ маркетинговый консалтинг;

♦ консалтинг в сфере менеджмента предприятия;

♦ консалтинг в сфере технологий и др.

Перечень услуг, предоставляемых, например, консалтинговыми компаниями в сфере международного экономического консалтинга, может включать:

  • установление легального бизнес-присутствия в Китае (агентирование в регистрации постоянных представительств, компаний и т.п.);

  • разработка механизмов инвестирования в бизнес в Китае и вывода прибыли от деятельности, ведущейся в Китае (организация холдинговых компаний, оформление на них долей в дочерних предприятиях и т.п.);

  • прохождение всех необходимых разрешительных, регистрационных процедур, оформление лицензий;

  • регистрация торговых марок;

  • открытие банковских счетов;

  • помощь в организации и ведении бухгалтерского учета, налоговой отчетности в КНР, Гонконге, Сингапуре и других странах;

  • организация аудиторского обслуживания;

  • налоговое планирование;

  • составление и юридический анализ договоров, соглашений, иных документов;

  • организация маркетинговых мероприятий (презентации, круглые столы, тематические семинары, экспозиции и т.п.).

  • проведение процедур ликвидации бизнеса;

  • помощь при разрешении судебных, арбитражных, административных и иных споров;

  • поиск надежного китайского производителя;

  • проверку благонадежности китайского партнера;

  • подписание контракта по доверенности и т.д.

Налогообложение консалтинговых компаний

  1. Налог на прибыль: консалтинговые компании с иностранными инвестициями облагаются налогом на прибыль по ставке 25%. Срок подачи декларации и уплаты налога: ежеквартально.

  2. Налог на хозяйственную деятельность: 5% от валового дохода, полученного от консалтинговой деятельности. Срок подачи декларации и уплаты налога: ежемесячно.

  3. Налог на поддержание городского строительства: 7% от суммы налога на хозяйственную деятельность

  4. Сбор на образование: 3% от суммы налога на хозяйственную деятельность

  5. Сбор на строительство водооградительных сооружений: 0.09% от дохода. Срок подачи декларации и уплаты налога: раз в полгода.

  6. Подоходный налог с физических лиц (компания обязана удерживать из зарплаты своих работников и уплачивать в бюджет подоходный налог с доходов, выплачиваемых работникам): доходы от зарплаты и жалования облагаются налогом по прогрессивной ставке от 5% до 45%.