О арбитраже

О деятельности Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии и новой редакции

Арбитражного регламента

Следует иметь в виду, что в Китае арбитраж может проводиться только официально признанными в этой стране арбитражными учреждениями, а стороны должны назначить арбитров из списков выбранного ими арбитражного органа.

Существует два арбитражных органа, «связанных с зарубежными странами»:

- Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия (China International Economic and Trade Arbitration Commission – CIETAC);

- Морская арбитражная комиссия (Marine Arbitration Commission), которая урегулирует споры в судоходстве.

Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия CIETAC – крупнейший арбитражный институт Китая, приравниваемый по своему статусу к Международной торговой палате и Стокгольмской торговой палате. CIETAC специализируется на международном коммерческом арбитраже, центральное отделение арбитражной комиссии находится в г. Пекине.

CIETAC подведомственны следующие виды споров:

- международные споры или споры, связанные с международными отношениями;

- споры, относящиеся к САР Гонконг, Макао или Тайваню;

- споры между предприятиями, инвестируемыми из-за рубежа, либо между предприятием, инвестируемым из-за рубежа, и китайским юридическим лицом, физическим лицом и/или экономической организацией;

- споры, возникающие вокруг финансирования проекта, приглашений к участию в тендерах и подаче документации на участие в тендере, строительства запроектированного объекта, либо других видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом, физическим лицом и/или какой-либо иной экономической организацией, при использовании капитала, технологий или услуг, предоставляемых зарубежными странами, международными организациями, либо Гонконгом, Макао и Тайванем;

- споры, разрешение которых арбитраж может взять на себя согласно специальным положениям, или по особому поручению, или согласно законам и административным правилам КНР;

- любые внутренние споры, разрешение которых конфликтующие стороны решили передать в арбитраж.

CIETAC не берет на себя разрешение следующих споров:

- споров, касающихся матримониальных дел, усыновления, опекунства, спонсорства и наследования;

- административных споров, которые согласно закону должны разрешаться административными органами;

- трудовых споров и споров, возникающих внутри сельскохозяйственных кооперативов по контролю исполнения договора.

CIETAC осуществляетсвоюдеятельностьнаоснованииРегламента («China International Economic and Trade Arbitration Commission CIETAC Arbitration Rules»).[1]

Всентябре 2012 г. CIETAC создалаАрбитражныйцентрвГонконге (Hong Kong International Arbitration Center).

Рекомендуемые типовые арбитражные оговорки CIETAC на английском языке:

Model Arbitration Clause(1)

Any dispute arising from or in connection with this Contract shall be submitted to China International Economic and Trade Arbitration Commission (CIETAC) for arbitration which shall be conducted in accordance with the CIETAC's arbitration rules in effect at the time of applying for arbitration. The arbitral award is final and binding upon both parties.

Model Arbitration Clause(2)

Any dispute arising from or in connection with this Contract shall be submitted to China International Economic and Trade Arbitration Commission (CIETAC) Sub-Commission (Arbitration Center) for arbitration which shall be conducted in accordance with the CIETAC's arbitration rules in effect at the time of applying for arbitration. The arbitral award is final and binding upon both parties.

 

С 1 января 2015 г. вступил в силу новый арбитражный регламент Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии (China International Economic and Trade Arbitration Commission, CIETAC). Среди основных изменений: введение чрезвычайного арбитража, возможности объединения арбитражных разбирательств, а также появление особых правил для филиала CIETAC в Гонконге.

До 2012 г. в состав CIETAC входили филиалы в Шанхае (Шанхайское отделение CIETAC) и Шэньчжэне (Южно-Китайское отделение CIETAC), которые объявили о своем отделении после принятия арбитражного регламента CIETAC 2012 г. Сейчас Шанхайское отделение чаще всего выступает под наименованием «Шанхайский международный арбитражный центр» (Shanghai International Arbitration Centre), а Южно-Китайское отделение – «Международный арбитражный суд Шэньчжэня» (Shenzhen Court of International Arbitration).

CIETAC не признает отделение филиалов законным: по «Проекту реорганизации арбитражных организаций», утвержденному Госсоветом КНР, в одном городе может существовать только одна арбитражная комиссия. На момент отделения филиалов в Шанхае и Шэньчжэне уже существовали арбитражные комиссии (Шанхайская арбитражная комиссия и Шэньчжэньская арбитражная комиссия), поэтому создание еще одного местного арбитража по предпринимательским спорам недопустимо.

Если же говорить о международных коммерческих арбитражах, то по Закону КНР «Об арбитраже» (ст. 66) они могут создаваться только Китайской международной торговой палатой (КМТП). КМТП не одобрила создание арбитражей в Шанхае и Шэньчжэне, следовательно, они не могут выступать в качестве арбитражных институтов, специализирующихся на МКА.

Так или иначе, помимо основной комиссии в Пекине CIETAC имеет филиалы только в Тяньцзине (Международный экономический и финансовый арбитражный центр г. Тяньцзинь) и Чунцине (Юго-западное отделение CIETAC). Вместо филиалов в Шанхае и Шэньчжэне сейчас существуют представительства CIETAC. С сентября 2012 г. работает филиал CIETAC в Гонконге.

Основные изменения нового Арбитражного регламента Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии (Регламент 2015 г.) в сравнении с ранее действовавшим в редакции 2012 г. затрагивают следующие вопросы: создание арбитражных судов вместо секретариата, появление процедуры чрезвычайного арбитража, принудительного объединения арбитражных разбирательств, вступления в разбирательство третьего лица, а также введение специальных правил, которые будут применяться при арбитраже в Гонконге.

Создание арбитражных судов

В соответствии со ст. 2 Регламента 2015 г. вместо единого Секретариата CIETAC появляются арбитражные суды, которые создаются комиссией в Пекине, а также по месту нахождения филиалов и арбитражных центров (Тяньцзинь, Чунцин, Гонконг). На арбитражные суды возлагается выполнение обязанностей по приему заявлений, организации заседаний, изготовлению арбитражного решения и других обязанностей, связанных с проведением институционального арбитража.

Кроме того, в эту же статью введено пояснение о спорах, которые по арбитражным соглашениям подлежат рассмотрению в ныне несуществующих филиалах CIETAC в Шанхае и Шэньчжэне. В случае, если указанный в арбитражном соглашении филиал не существует, не ясен или его полномочия аннулированы (CIETAC аннулировала право филиалов в Шанхае и Шэньчжэне на прием споров к рассмотрению с 1 августа 2012 г.), спор подлежит рассмотрению центральным отделением CIETAC.

Чрезвычайный арбитраж

Процедура чрезвычайного арбитража введена в Регламент 2015 г. в виде отдельного приложения (приложение № 3). В соответствии с ним до формирования состава арбитража сторона вправе в соответствии с применимым правом или соглашением сторон обратиться с ходатайством о назначении чрезвычайного арбитра.

После получения ходатайства, арбитражного соглашения и доказательств арбитражный суд проводит предварительную проверку и принимает решение по вопросу назначения чрезвычайного арбитра. Если процедура чрезвычайного арбитража применима, председатель арбитражного суда обязан назначить чрезвычайного арбитра в течение одного дня со дня получения ходатайства и оплаты заявителем авансового сбора за чрезвычайный арбитраж (размер авансового сбора – 30 тыс. юаней).

Местом проведения чрезвычайного арбитража является место проведения арбитражного разбирательства, указанное сторонами в арбитражном соглашении. Если место арбитража в арбитражном соглашении не выбрано, местом проведения чрезвычайного арбитража является место нахождения CIETAC или ее отделения (арбитражного центра).

Чрезвычайный арбитр обязан вынести в соответствии с Регламентом CIETAC чрезвычайное решение о применении обеспечительных мер в течение 15 дней со дня назначения. Продление данного срока разрешено только в случае, если председатель арбитражного суда сочтет его «разумно обоснованным».

Решение, вынесенное чрезвычайным арбитром, имеет обязательную силу для обеих сторон. По мотивированному ходатайству стороны данное решение может быть изменено, отменено или приостановлено чрезвычайным арбитром или в дальнейшем составом арбитража.

Появление процедуры чрезвычайного арбитража в Регламенте CIETAC – безусловно положительное явление. Вопрос только в том, может ли данная процедура применяться на территории КНР. В соответствии с законом КНР «Об арбитраже» обеспечительные меры могут применяться только государственными судами (народными судами). О чрезвычайном арбитраже китайский закон не упоминает (неудивительно, поскольку закон был принят в 1994 г. и с тех пор существенных изменений не претерпел).

Скорее всего, процедура чрезвычайного арбитража предназначена для применения только на территории Гонконга, где у CIETAC существует филиал. Ордонанс «Об арбитраже», действующий в Гонконге, разрешает применение обеспечительных мер по решению чрезвычайного арбитра.

Вручение документов

Регламент 2015 г. предусматривает возможность вручения документов через нотариуса (ст. 8). Документы считаются врученными, если они лично вручены стороне или ее представителю в арбитраже или отправлены по месту ведения деятельности, регистрации, нахождения (проживания), обычному месту проживания или адресу для корреспонденции, а в случае невозможности обнаружить вышеуказанные адреса другой стороны путем обычной проверки - путем отправки документов заказным письмом или экспресс-почтой по последнему известному месту ведения деятельности, регистрации, нахождения (проживания), обычному месту проживания или адресу для корреспонденции, а также вручения другими способами, способными подтвердить попытку вручения, включая (но не ограничиваясь) вручением через нотариуса, по поручению или оставления документов по одному из указанных мест.

Многодоговорной арбитраж

При одновременном соблюдении следующих условий истец вправе обратиться с исковым заявлением о проведении одного арбитражного разбирательства по спорам, связанным с несколькими договорами:

1) зависимость между договорами (отношения основного и акцессорного договоров) или участие в договорах тех же лиц и одинаковый характер правоотношений;

2) спор вытекает из одной сделки или одной серии сделок;

3) одинаковое или схожее содержание арбитражного соглашения в нескольких договорах (ст. 14).

Вступление в разбирательство третьих лиц

В соответствии со ст. 18 Регламента 2015 г. состав арбитража вправе разрешить вступление в разбирательство третьего лица по его ходатайству. Если состав арбитража сочтет необходимым вступление в разбирательство третьего лица, перед принятием решения арбитражная комиссия обязана запросить мнения сторон арбитражного разбирательства.

Объединение разбирательств

Регламент 2015 г. предусматривает возможность объединения нескольких арбитражных разбирательств в одно по ходатайству одной из сторон без необходимости получить согласие от всех остальных.
В соответствии со ст. 19 арбитражная комиссия вправе принять решение об объединении разбирательств, если они:

1) основаны на одном арбитражном соглашении;

2) основаны на нескольких арбитражных соглашениях, при этом содержание данных соглашений одинаково или сходно, одинаковы стороны разбирательств и характер правоотношений, связанных со спорами;

3) основаны на нескольких арбитражных соглашениях, при этом содержание данных соглашений одинаково или сходно, а между соответствующими договорами существует зависимость (основной и акцессорный договоры).

Кроме того, объединение арбитражных разбирательств допускается с согласия сторон.

Упрощенная процедура разбирательства

В соответствии с Регламентом 2015 г. максимальная сумма, при котором арбитражное разбирательство может проводиться в упрощенном порядке, повышена с 2 млн. до 5 млн. юаней (ст. 56). Упрощенная процедура может применяться при большей цене иска, если ее применение выбрано сторонами.

Упрощенная процедура предусматривает рассмотрение спора единоличным арбитром и сокращенные сроки для представления отзыва на заявление и вынесение арбитражного решения.

Специальные правила арбитража в Гонконге

Глава VI Регламента 2015 г. определяет специальные правила, которые будут применяться в филиале CIETAC в Гонконге, созданном в 2012 г. Как известно, Гонконг – специальный административный район (САР) КНР, на территории которого действует собственная правовая система. Арбитраж в Гонконге регулируется Ордонансом «Об арбитраже», который в отличие от китайского закона основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже.

Специальные правила арбитража в Гонконге применяются, если в арбитражном соглашении в качестве арбитража указал филиал CIETAC в Гонконге или CIETAC с местом арбитража Гонконг. Если арбитражным соглашением не предусмотрено иное, местом арбитража является Гонконг, применимым к процедуре арбитража правом – гонконгское право (ст. 74). Арбитражное решение, вынесенное в Гонконге, является гонконгским арбитражным решением, которое приводится в исполнение в КНР по особому соглашению о взаимном приведении арбитражных решений между КНР и САР Гонконг.

Споры о компетенции арбитража, существовании и действительности арбитражного соглашения разрешает состав арбитража, сформированный в Гонконге (ст. 75). Это уточнение введено в регламент, потому как в Китае данные споры по закону КНР «Об арбитраже» могут быть переданы на рассмотрение народного суда.

При выборе и назначении арбитров реестр арбитров носит рекомендательный характер. Стороны вправе выбрать в качестве арбитров лиц, которые не включены в реестр гонконгского филиала (ст. 76). Вместе с тем, выбранные арбитры утверждаются председателем арбитражной комиссии.

Гонконгский филиал CIETAC вправе принимать решения о применении обеспечительных мер (ст. 77), что невозможно в случае проведения арбитража на территории КНР: по закону КНР «Об арбитраже» обеспечительные меры применяются только народным судом.