О аудите в КНРСправка об опыте регулирования аудиторской деятельности в Китае Законодательство Основными нормативными актами, регулирующими вопросы, связанные с государственным аудитом в КНР, являются: - Закон КНР «Об аудите» (принят на 9-й сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва 31 августа 1994 г., обнародован указом Президента КНР за номером 32 от 31 августа 1994 г., вступил в силу с 1 января 1995 г., действует в редакции, принятой 20-й сессией Постоянного Комитета ВСНП 10-го созыва от 28 февраля 2006 г.); - Положения о применении Закона КНР «Об аудите», утвержденные решением Госсовета КНР от 21 февраля 2010 г. № 571; - Национальные стандарты КНР, утвержденные приказом Национального управления аудита от 1 сентября 2011 г. № 8 Законом определено, что в целях осуществления контроля за аудиторской работой по всей стране учреждается Национальное управление аудита – НУА/National Audit Office (http://www.cnao.gov.cn/). Генеральный аудитор возглавляет НУА. Одновременно Законом установлены функции, полномочия и ответственность аудиторских учреждений и аудиторов. Правила аудита для Народной Освободительной Армии Китая разрабатываются на основании Закона Центральной Военной Комиссией. В вопросах установления аудиторских стандартов и лицензирования этого вида деятельности действуют подзаконные акты, разрабатываемые Министерством финансов КНР, а также документы Китайского института дипломированных государственных бухгалтеров (Chinese Institute of Certified Public Accountants - CICPA), учрежденного в соответствии с Законом КНР о дипломированных общественных бухгалтерах от 31 декабря 1993 г. (Law of the People’s Republic of China on Certified Public Accountants) . Государственный аудит В соответствии с Законом в Китае наряду с НУА создана достаточно разветвленная система аудиторских учреждений. Аудиторские учреждения органов власти провинций, автономных районов, муниципальных образований находящихся в прямом подчинении у центрального правительства, городов, имеющих районное деление, автономных префектур, уездов, автономных уездов, городов, не имеющих районного деления и муниципальных районов, осуществляют контроль над работой аудиторов в своих административных районах под руководством губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров, глав префектур или глав уездов и районов, а также под руководством аудиторских учреждений следующего по восходящей уровня. Главой 3 Закона определены основные функции аудиторских учреждений. Как общее правило, аудиторские учреждения осуществляют контроль путем проведения аудиторской проверки выполнения бюджета, итоговых отчетов, управления и использования внебюджетных средств отделов (включая прямо подчиняющиеся им подразделения) соответствующих уровней и органов власти нижнего уровня. НУА осуществляет контроль путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов Центрального Банка. Аудиторские учреждения осуществляют контроль через проведение аудиторской проверки активов, обязательств, прибыли и убытков государственных организаций и предприятий. К основным функциям аудиторских учреждений относятся:
К основным полномочиям аудиторских учреждений относятся следующие:
Аудиторское решение вступает в силу с момента его доведения до сведения заинтересованных сторон. В случае если аудитор злоупотребляет своими функциями и полномочиями, занимается в личных целях противозаконной деятельностью или халатно относится к своим обязанностям, то, при наличии в деле состава преступления, в отношении него проводится уголовное расследование; если в деле не содержится состава преступления, то на него налагаются административные санкции. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности С определенной степенью условности к негосударственной форме регулирования аудита в КНР можно отнести деятельность Китайского института дипломированных государственных бухгалтеров, созданного в 1988 г., который является профессиональной организацией, объединяющей дипломированных государственных бухгалтеров, юридически оформленной в форме ассоциации. Членство в Институте подразделяется на 2 группы: «членов» и «индивидуальных членов». К первой группе относятся аудиторские фирмы, созданные после утверждения, предусмотренного законодательством. К индивидуальным членам относятся лица, сдавшие национальный единый экзамен на звание дипломированного государственного бухгалтера, и чье заявление было одобрено. Индивидуальные члены подразделяются также на практикующих и не практикующих членов. Высшим органом управления Института является Собрание делегатов (Assembly of Delegates), созываемое на каждые 5 лет, при этом заседания Собрания проводятся ежегодно. Делегаты могут быть избраны путем голосования, консультаций или специальной инициативы. Собрание делегатов избирает сроком на 5 лет членов Совета – рабочего органа Института. Институт также формирует постоянный исполнительный орган - Секретариат, который отвечает за претворение в жизнь решений Собрания делегатов и Совета, и повседневную деятельность Института. Финансирование деятельности Института происходит из следующих источников:
Основными функциями Института являются:
С 1991 г. в Китае организована государственная аттестация на звание дипломированного государственного бухгалтера. В соответствии с требованиями единого квалификационного экзамена частные лица могут получить звание дипломированного государственного бухгалтера только при наличии специального образования, опыта работы по специальности и успешной сдачи аттестационного экзамена Законодательством определено, что только зарегистрированным в Китае дипломированным государственным бухгалтерам разрешается проводить аудит счетов предприятий с иностранным капиталом, подтверждать факт внесения взносов партнерами в совместные предприятия и заверять финансовые документы при ликвидации предприятий. Совершенствование действующей системы аудитаВ рамках реформы национальной системы аудита китайские власти планируют в ближайшем будущем создать, по меньшей мере, десять аудиторских компаний, способных предоставлять профессиональные услуги в соответствии с международными стандартами качества. Основная цель – сократить зависимость китайских коммерческих структур от аудиторских и консалтинговых иностранных компаний. Об этом недавно заявили представители Китайского института дипломированных бухгалтеров, доводя до сведения общественности намерение правительства – в частности, Министерства финансов - провести реформу аудиторского сектора. Озабоченность правительства вызвана слабостью бухгалтерской системы и, как следствие, низкой «надежностью» корпоративной отчетности, что препятствует движению капитала.Китайский рынок аудиторских услуг по-прежнему монополизирован представителями Большой Четверки – KPMG, Deloitte, Ernst & Young и Pricewaterhouse Coopers. Из более чем 5600 китайских аудиторских компаний лишь 70 имеют право оказывать профессиональные услуги прошедшим листинг предприятиям. В этой связи ответственный работник Института CICPA заявил: «Ощутима потребность в более крупных и сильных фирмах, которые будут обслуживать большие предприятия, стремительно развивающиеся в наших условиях социалистической экономики». |