О аудите в КНР

Справка

об опыте регулирования аудиторской деятельности в Китае

Законодательство

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы, связанные с государственным аудитом в КНР, являются:

- Закон КНР «Об аудите» (принят на 9-й сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва 31 августа 1994 г., обнародован указом Президента КНР за номером 32 от 31 августа 1994 г., вступил в силу с 1 января 1995 г., действует в редакции, принятой 20-й сессией Постоянного Комитета ВСНП 10-го созыва от 28 февраля 2006 г.);

- Положения о применении Закона КНР «Об аудите», утвержденные решением Госсовета КНР от 21 февраля 2010 г. № 571;

- Национальные стандарты КНР, утвержденные приказом Национального управления аудита  от 1 сентября 2011 г. № 8

Законом определено, что в целях осуществления контроля за аудиторской работой по всей стране учреждается Национальное управление аудита – НУА/National Audit Office (http://www.cnao.gov.cn/). Генеральный аудитор возглавляет НУА.

Одновременно Законом установлены функции, полномочия и ответственность аудиторских учреждений и аудиторов.

Правила аудита для Народной Освободительной Армии Китая разрабатываются на основании Закона Центральной Военной Комиссией.

В вопросах установления аудиторских стандартов и лицензирования этого вида деятельности действуют подзаконные акты, разрабатываемые Министерством финансов КНР, а также документы Китайского института дипломированных государственных бухгалтеров (Chinese Institute of Certified Public Accountants - CICPA), учрежденного в соответствии с Законом КНР о дипломированных общественных бухгалтерах от 31 декабря 1993 г. (Law of the People’s Republic of China on Certified Public Accountants) .

Государственный аудит

В соответствии с Законом в Китае наряду с НУА создана достаточно разветвленная система аудиторских учреждений. Аудиторские учреждения органов власти провинций, автономных районов, муниципальных образований находящихся в прямом подчинении у центрального правительства, городов, имеющих районное деление, автономных префектур, уездов, автономных уездов,   городов, не имеющих районного деления и муниципальных районов, осуществляют контроль над работой аудиторов в своих административных районах под руководством губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров, глав префектур или глав уездов и районов, а также под руководством аудиторских учреждений следующего по восходящей уровня.

Главой 3 Закона определены основные функции аудиторских учреждений. Как общее правило, аудиторские учреждения  осуществляют контроль путем проведения аудиторской проверки выполнения бюджета, итоговых отчетов, управления и использования внебюджетных средств отделов (включая прямо подчиняющиеся им подразделения) соответствующих уровней и  органов власти нижнего уровня.

НУА осуществляет контроль  путем проведения аудиторской  проверки финансовых доходов и расходов  Центрального Банка.

Аудиторские учреждения  осуществляют контроль через проведение аудиторской проверки активов, обязательств, прибыли и убытков государственных  организаций и предприятий.

К основным функциям аудиторских учреждений относятся:

  • проведение  планомерных и регулярных аудиторских проверок  находящихся в государственной собственности предприятий, имеющих большое значение для национальной экономики и  жизни народа,  государственных предприятий, в значительной мере зависящих  от правительственных  субсидий, или несущих крупные убытки, а также находящихся в государственной собственности предприятий, определенных Госсоветом или органами власти соответствующего уровня;
  • осуществление контроля путем проведения аудиторской проверки исполнения бюджета и итоговых отчетов государственных строительных проектов;
  • осуществление контроля путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов  фондов социального обеспечения, фондов общественных  пожертвований и других  подобных фондов и капиталов, управляемых государственными  отделами или общественными организациями, уполномоченными органами власти;
  • осуществление контроля через проведение аудиторских проверок  финансовых доходов и расходов проектов, ведущихся на пожертвования и займы,  предоставленные   международными организациями или правительствами других государств;
  • проведение аудиторских проверок дел, которые подпадают под такие проверки в соответствии с положениями иных подобных законов или административных правил и инструкций.

К основным полномочиям аудиторских учреждений относятся следующие:

  • требовать от клиента  предоставления согласно соответствующим правилам свои бюджеты или планы по финансовым доходам и  расходам, отчет об исполнении бюджета, итоговый отчет и финансовый отчет,  аудиторские отчеты, сделанные  государственными аудиторскими компаниями,  и другую информацию, относящуюся к их бюджетным или финансовым доходам и расходам.
  • проверять бухгалтерские документы, бухгалтерские книги,  бухгалтерские отчеты и другую информацию и активы, относящиеся к бюджетным  доходам и расходам или финансовым доходам и расходам  клиентов; при этом клиенты не вправе отказываться от такой проверки;
  • проводить расследования среди подразделений или частных лиц, связанных с делами, относящимися к вопросам аудита и получать соответствующие свидетельские материалы;
  • приостанавливать  текущую деятельность клиентов, касающуюся  бюджетных или финансовых  доходов  и расходов, которая ведется с нарушением установленных государством правил;
  • выпускать циркуляры о результатах  своей аудиторской работы для соответствующих правительственных отделов или  делать  эти результаты  достоянием широкой публики при соблюдении государственной или коммерческой тайны;
  • формировать аудиторские группы в соответствии с  предметом проведения аудита, конкретизированным в  планах по проведению аудита, и извещать клиентов за три дня до проведения аудита. После проведения проверки аудиторские группы представляют  доклады  в аудиторские  учреждения;
  • аудиторские учреждения после проверки доклада аудиторов, дают оценку вопросов аудита и анализируют заключение аудиторов. В пределах сферы своих уставных функций и полномочий выносят аудиторское решение  по актам бюджетных или финансовых доходов и расходов, нарушающих государственные положения.  По  данным нарушениям отдаются распоряжения или применяются санкции, либо аудиторские учреждения  вносят во властные органы  предложения  относительно противоправных действий.  

Аудиторское решение вступает в силу с момента  его доведения до сведения заинтересованных сторон.

В случае если аудитор злоупотребляет своими функциями и полномочиями,  занимается в личных целях противозаконной деятельностью или халатно относится к своим обязанностям, то, при наличии в деле состава преступления, в отношении него проводится уголовное расследование; если в деле не содержится состава преступления, то на него налагаются административные санкции.

Негосударственное регулирование аудиторской деятельности 

С определенной степенью условности к негосударственной форме регулирования аудита в КНР можно отнести деятельность Китайского института дипломированных государственных бухгалтеров, созданного в 1988 г., который является профессиональной организацией, объединяющей дипломированных государственных бухгалтеров, юридически оформленной в форме ассоциации.

Членство в Институте подразделяется на 2 группы: «членов» и «индивидуальных членов». К первой группе относятся аудиторские фирмы, созданные после утверждения, предусмотренного законодательством. К индивидуальным членам относятся лица, сдавшие национальный единый экзамен на звание дипломированного государственного бухгалтера, и чье заявление было одобрено. Индивидуальные члены подразделяются также на практикующих и не практикующих членов.

Высшим органом управления Института является Собрание делегатов (Assembly of Delegates), созываемое на каждые 5 лет, при этом заседания Собрания проводятся ежегодно. Делегаты могут быть избраны путем голосования, консультаций или специальной инициативы. Собрание делегатов избирает сроком на 5 лет членов Совета – рабочего органа Института. Институт также формирует постоянный исполнительный орган - Секретариат, который отвечает за претворение в жизнь решений Собрания делегатов и Совета, и повседневную деятельность Института.

Финансирование деятельности Института происходит из следующих источников:

  • членских взносов;
  • благотворительных пожертвований;
  • государственных субсидий;
  • поступлений от профессиональной деятельности и услуг, оказываемых Институтом.

Основными функциями Института являются:

  • организация проведения единого национального экзамена дипломированных бухгалтеров;
  • обеспечение выполнения всеми дипломированными государственными бухгалтерами своих обязанностей в соответствии с законами и положениями;
  • содействие развитию и совершенствованию профессиональной подготовке аудиторов;
  • защита законных интересов профессиональных прав членов Института;
  • содействие обмену профессиональным опытом и деловой информацией;
  • совершенствование взаимодействия между китайскими дипломированными государственными бухгалтерами и их зарубежными коллегами.

С 1991 г. в Китае организована государственная аттестация на звание дипломированного государственного бухгалтера. В соответствии с требованиями единого квалификационного экзамена частные лица могут получить звание дипломированного государственного бухгалтера только при наличии специального образования, опыта работы по специальности и успешной сдачи аттестационного экзамена 

Законодательством определено, что только зарегистрированным в Китае дипломированным государственным бухгалтерам разрешается проводить аудит счетов предприятий с иностранным капиталом, подтверждать факт внесения взносов партнерами в совместные предприятия и заверять финансовые документы при ликвидации предприятий.

Совершенствование действующей системы аудита

В рамках реформы национальной системы аудита китайские власти планируют в ближайшем будущем создать, по меньшей мере, десять аудиторских компаний, способных предоставлять профессиональные услуги в соответствии с международными стандартами качества. Основная цель – сократить зависимость китайских коммерческих структур от аудиторских и консалтинговых иностранных компаний. Об этом недавно заявили представители Китайского института дипломированных бухгалтеров, доводя до сведения общественности намерение правительства – в частности, Министерства финансов - провести реформу аудиторского сектора. Озабоченность правительства вызвана слабостью бухгалтерской системы и, как следствие, низкой «надежностью» корпоративной отчетности, что препятствует движению капитала.

Китайский рынок аудиторских услуг по-прежнему монополизирован представителями Большой Четверки – KPMG, Deloitte, Ernst & Young и Pricewaterhouse Coopers. Из более чем 5600 китайских аудиторских компаний лишь 70 имеют право оказывать профессиональные услуги прошедшим листинг предприятиям. В этой связи ответственный работник Института CICPA заявил: «Ощутима потребность в более крупных и сильных фирмах, которые будут обслуживать большие предприятия, стремительно развивающиеся в наших условиях социалистической экономики».